Эрьзя (Нефёдов) Степан Дмитриевич

Тип населенного пункта (родина личности)

Село

Наименование населенного пункта

Баево

Муниципальный район

Ардатовский

Сельское / городское поселение

Баевское сельское поселение

Персона

Эрьзя (Нефёдов) Степан Дмитриевич

Информация

Родина Эрьзи Степана Дмитриевича (настояшая фамилия Нефёдов) (1876-1959) - российского и советского художника, мастера скульптуры, в первую очередь из дерева. Творчество его по достоинству оценено на мировом уровне. Эрьзя (Нефедов) Степан Дмитриевич (8.11.1876, с. Баево ныне Ардатовского р-на РМ-24.11.1959, г. Москва; похоронен в г. Саранске), скульптор. Мордвин (эрзя). Род. в крестьянской семье. Детство и от-рочество провёл в с. Баевские Выселки Алатырского у. Окончил ЦПШ в с. Алтышеве. В 1892 семья переехала в Алатырь. Первые худ. навыки Э. получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, занимаясь росписью церквей приволжских сёл и городов. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у С.М. Волнухина (1902- 06). В 1906-14 жил в Италии и Франции, где создал произв. «Госка» (1908). «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912) и др. Участие в междунар. выставках в г. Венеции. Милане (Италия, 1909), выставке «Осенний салон» в г. Париже (Франция, 1912) принесло ему мировое признание. В этот период творчества Э. стоял на пути рев. обновления иск-ва скульпуры, искал новые выразит. средства, а также материал, способный передать его понимание пластики. При этом истоками его творчества являлись достижения мирового иск-ва и нар. творчество мордвы. Новый этап в творчестве Э. начался после Окт. 1917. В поисках материала и лучших условий для работы он ездил по стране, жил на Урале (1918-21), в г. Новороссийске (1921-22), Батуми (1922), Баку (1923_ 25). Создал монумент. произв.: памятники Освобождённому труду, Уральским коммунарам, Карлу Марксу в г. Екатеринбурге, В.И. Ленину в Батуми (1922): работы в станковой пластике: «Народный трибун», «Узник» (1920). «Жертвы революции 1905 года» (1926) и др. Оформил Дом союзов горняков в Баку (1923). В 1927-50 Э. жил в Аргентине. Здесь впервые в скульптуре использовал южноамер. породы деревьев - кебрачо и альгарробо. Мн. пластич. приёмы работы с ними были подсказаны резными деталями мордов. изб, орнаментом дерев. сундуков-парей, предметов домашней утвари. Работая с кебрачо и альгарробо, Э. ввёл в иск-во скульптуры своеобразную технику обработки дерева, необычные композиц. приёмы, выявл. естеств. красоту этого материала. Значит. кол-во произв. выполнил в жанре скульптурного портрета: «Карл Маркс» (1927), «Бетховен» (1929), «Лев Толстой» (1930), «Александр Невский» (1931), «Сократ», «Микеланджело» (1940), « В.И. Ленин» (1956). В изображении конкретного человека скульптор передавал наиболее характерные его черты. Произв. на библейские сюжеты «Ева» (1919), «Иоанн Креститель» (1928), «Моисей» (1932), «Христос» (1945) олицетворяют непреходящие понятия любви, добра и зла. В работах «Мужество» (1932), «Ужас», «Горе», «Отчаяние» (1936). «Тоска» (1944) отражено величие человеч. духа. Разнообразен мир жен. образов Э. В них воллощены скорбь «Женский портрет» (1934), «Монахиня» (1941), «Чилийка» (1943), демонич. красота - «Медуза» (1938), «Испанка» (1942), очарование молодости - «Француженка» (1938), «Парагвайка» (1941), «Каприз» (1944). Один из ярких жен. образов - «Портрет матери» (1940). Творчество Э. проникнуто чувством глубокого патриотизма. Это выразилось и в выборе псевдонима и в создании нац. типов: «Эрзянка» (1915), «Голова мордовки» (1917), «Крестьянин-мордвин» (1937), «Старик-мордвин» (1944), «Мордвин с папиросой» (1948) и др. В 1990 Э. возвратился на Родину. Более 200 произв. привез с собой и безвозмездно передал своей стране и народу. В последние годы жил и работал в Москве. Создал ряд портретов - «Москвичка» (1953), «Студентка» (1954), «Портрет Шакен Ахметжановой (Казашка)» и др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Работы скульптора находятся в Гос. Третьяковской галерее, музее Акад. Большого театра (Москва), Гос. рус. музее (г. С.-Петербург), Гос. музее Аджарии (Батуми), Ярославском областном худ. музее, Пензенской областной картинной галерее. Самое крупное собрание произв. Э. - в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, носящем его имя. В с. Баеве находится Дом-музей Э., в Саранске его именем наз. бульвар. В 1982 открыт музей учеников. С 1996 проводятся Эрьзинские чтения. Жизнь и творчество скульптора получили отражение в худ. лит-ре (К. Г. Абрамов. В.А. Гадаев. В.Ф. Егоров и др.), муз. иск-ве (оперетте «Чародей», фортепианной музыке - Г.Г. Вдовин; симфонической музыке - Н.В. Кошелева, Е.В. Кузина, С.Я. Терханов). Образ Э. воссоздан в живописи (В. Ф. Макаров. Е.А. Ноздрин, И И. Сидельников, М.С. Шанин), графике (А.С. Алёшкин, Н. Н. Жуков, А. И. Коровин, Н.С. Макушкин, В.А. Попков), скульптуре (С.Т. Конненков, Г.М. Филатов, Н.М. Филатов). Об Э. сняты документ. фильмы (В.В. Райский, Ю.А. Шайгарданов). К 125-летию со дня рождения Э. выпущен компакт-диск (рук проекта - Н.И. Воронина). Альбомы: С. Эрьзя. Женские образы. - М., 1974: Степан Дмитриевич Эрьзя. - Саранск, 1981; Эрьзя С. Д. - Саранск, 1987; Эрьзя на родине. - Саранск 1996; Степан Эрьзя. - М.: Саранск, 2001: Эрзя С. О женщина, краса земная... Женские образы. — Саранск, 2001. Лит.: Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя: Биогр. заметки и воспоминания. - Саранск, 1968; 1994; Степан Дмитриевич Эрьзя (1876 -1959): Каталог выставки. - М., 1976; Шибаков Н.И. Степан Дмитриевич Эрьзя. Проблемы творчества. Саранск, 1976; Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи - Саранск, 2001; Степан Дмитриевич Эрьзя (1876 2001): Переписка. Статьи о творчестве. Воспоминания. Каталог произведений. Саранск, 2001.

Источник

Географический атлас Республики Мордовия / А. А. Ямашкин, С. М. Вдовин, В. А. Юрченков [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – 204 с.; Мордовия : энциклопедия : в 2 т. / гл. редкол.: А. И. Сухарев (гл. ред.) [и др.] ; [НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия]. — Т. 2 : М—Я. — Саранск : Морд. кн. изд-во, 2004. — 699 с.